frosya_hod (frosya_hod) wrote in lenoblast_pohod,
frosya_hod
frosya_hod
lenoblast_pohod

Categories:

На ладожских каналах

Раннее детство я провела в Шлиссельбурге. Тогда этот городок был тих и патриархален и назывался Петрокрепость. С тех пор у меня особая любовь к поселениям, расположенным вблизи большой воды, среди рек и каналов. Эдакие свои маленькие Венеции, где местным жителям важнее иметь лодку, чем автомобиль. Здесь особая атмосфера и пахнет рыбой и свежим ветром. Таковы новгородские Взвад и Устрека, псковские Сосно и Раскопель (эти, правда, без каналов, но очень хороши), вологодский Белозерск, наши Новая Ладога, Шлиссельбург и Свирица. И такими оказались две деревни на берегу Ладоги, раскинувшиеся на берегах двух каналов - Чёрное и Кобона.

sm-20180324_134725.jpg

Удивительно, но мы тут ещё не были. Наш первый визит пришелся на холодный, но солнечный позднемартовский день. Конец марта в этом году больше напоминает середину февраля. На каналах и на Ладоге лёд выглядел вполне крепким. Машины, правда, по льду не ездили, но вот снегоходы - вовсю. Рыбаков тоже была прилично, почти вся парковка заставлена. Но мы приехали не за рыбой...

sm-20180324_133738.jpg

Кобона - деревня старая, ей уже перевалило за пятьсот лет. Название Кобона переводится как «осина». Из старых построек здесь сохранилась Никольская церковь, более всего примечательная тем, что это церковь-маяк. С 2000 года действует как подворье Свято-Троицкого Зеленецкого мужского монастыря. В XIX веке в крест на колокольне были вмонтированы хрустальные шарики. В них отражалось солнце, и это служило ориентиром для рыбаков.

sm-20180324_135846.jpg

Но, конечно, больше всего Кобона известна в связи с легендарной Дорогой жизни. Именно тут начиналась эта дорога, спасшая жизни многих блокадников.

sm-20180324_134040.jpg

Зимой по ледовой магистрали проходили  "полуторки" и "трехтонки". Летом в навигацию грузы и людей доставляли в Кобону моряки Ладожской военной флотилии и речники Северо-Западного речного пароходства.

sm-20180324_134558.jpg

Не так давно, в сентябре 2014 года, в Кобоне был открыт памятник легендарной «полуторке». Машину - одну из тех, что перевозили продовольствие, боеприпасы и беженцев в годы войны - нашли на дне Ладоги дайверы, подняли и восстановили.

sm-20180324_132549.jpg

Есть в Кобоне и памятник паровозу. Монумент представляет из себя его переднюю часть. Паровоз был привезён активистами из Пскова. Позже памятник был отреставрирован и стал частью музейной экспозиции.

sm-20180324_133446.jpg

В Кобоне есть два музея, посвященных "Дороги жизни". Один негосударственный, расположен в здании базы отдыха "Весёлый Роджер". Музей интересный, много подлинных экспонатов, в том числе поднятых со дна Ладоги. Но мы в него не пошли. На входе в музей и гостиницу висит проект создания в Кобоне историко-культурной зоны, посвященной блокаде и ледовой переправе. Планируется нечто грандиозное, особенно поразил воображение поезд с цистернами, уходящий в канал.

sm-20180324_133809.jpg

Но пока тут так:

sm-20180324_134319.jpg

Второй музей государственный, находится в бывшем здании школы. 14 мая 2010 года двухэтажный деревянный дом бывшей школы, где располагались музей Дороги жизни и музей поэта Александра Прокофьева, сгорел вместе со всеми экспонатами. Сохранились лишь каменная цокольная часть здания и крыльцо из путиловского известняка со стороны лицевого фасада. Однако к сентябрю 2015 года здание было полностью восстановлено по чертежам оригинала.

sm-20180324_140312.jpg

Это место на фотографии Прокудина-Горского, 1909 год.

Prokudin_01910v_Kobona_1909_2.jpg

Кроме того в Кобоне представляет интерес гранитный щитовой мост (северный водоспуск), входивший в Мариинскую водную систему.

sm-20180324_140407.jpg

А мы берегом Староладожского канала поехали дальше, в сторону деревни Черное. Канал здесь зарос лесом, вокруг сплошные болота.

sm-20180324_143020.jpg

Деревня Черное находится при Сатманском заливе, рядом в Ладогу полукругом вдается мыс Песоцкий
нос.

sm-20180324_151913.jpg

Чёрная раскинулась по обе стороны Новоладожского канала, половинки деревни соединены понтонным мостом.

Мост разводится оригинально. Он отстыковывается от одного берега и вращается как стрелка часов, освобождая русло канала. Управляется все это с помощью двух воротов с тросами и весьма колоритного мужчины, который крутит все это хозяйство, стоя на мосту.

sm-20180324_154313.jpg

Чуть дальше над домами возвышается Ильинская церковь 1874 года постройки. Еще совсем недавно она представляла жалкое зрелище: яркий верх, обшарпанный низ. Но теперь храм покрасили в спокойный желтый цвет и он смотрится вполне себе нормально.

sm-20180324_153423.jpg

До Ладоги от церкви совсем близко. Правда, озеро тут обмелевшее и заросшее и чтобы дойти до воды - надо постараться.

sm-20180324_152730.jpg

За деревней Черное дорога вдоль Староладожского канала заканчивается. Дальше либо по воде, либо морозной зимой по замерзшему каналу на машине. Через пару десятков километров будет нежилая деревня Дубно с дубновским водоспуском. Надеюсь, когда-нибудь исполнится моя мечта доехать на лодке с мотором от Шлиссельбурга до Новой Ладоги, тогда доберемся и до Дубно.

sm-20180324_140659.jpg
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 1 comment