Дмитрий Бородин. Путешественник (pohod_vosemvrat) wrote in lenoblast_pohod,
Дмитрий Бородин. Путешественник
pohod_vosemvrat
lenoblast_pohod

Categories:

По Красногвардейскому укрепрайону. Рубеж, где отчаянно сражались за Ленинград. От Лукашей до Горок

7 мая 2018 года мы совершили однодневный поход по Красногвардейскому Укрепрайону, пройдя его часть, что идет вдоль реки Ижоры.
Красногвардейский Укрепрайон - место очень важное в истории Ленинграда. Здесь шли жестокие оборонительные бои в течение трех недель, с 21 августа 1941 года по 16 сентября. Из-за упорного сопротивления советских солдат и ополченцев на Красногвардейском рубеже Гитлер был вынужден отказаться от штурма города, выбрав вместо этого блокаду. Это позволило спасти сотни тысяч жизней, а также уберечь город от полного разрушения.

Далее - фотоотчет о нашем походе, с небольшими историческими сведениями о тех местах, где мы бывали.






1.Жбот в Лукашах

Маршрут наш начался от деревни Лукаши, что расположена на берегах реки Ижоры. Сюда можно доехать автобусом номер 545 от метро Московская, но этот вариант я отверг, так как ехать около часа, а автобус маленький, да еще день жаркий и душный, в общем,  это лишь отняло бы силы. Поэтому мы доехали до Павловска (20 минут на электричке от Купчино), а оттуда 529 автобусом до Лукашей (22 минуты). По стоимости вышло: 41 руб электричка + 22 руб автобус.



Первым нашим объектом был ЖБОТ (железо-бетонная огневая точка) в глубине деревни Лукаши, возле местного завода. Он зарос кустами, рядом кучи земли, стройматериалов, недалеко мусор, в общем - исторический памятник находится в не очень хорошем состоянии. Но пока еще доступен для нормального осмотра. На фото видно, что с двух сторон он прикрыт землей (обвалован) - это делалось для того, чтоб уменьшить риск попадания в него снаряда.



Железобетонные огневые точки отличались от долговременных огневых точек - ДОТов - тем, что их хватало ненадолго, часто на один бой. Они защищали от пуль и осколков снарядов, но не защищали от попадания целого снаряда, в то время как ДОТ их выдерживал. Поэтому ЖБОТ хорош был, чтоб выдержать обстрел пехоты, в крайнем случае - против легких танков. Внутри сидел пулеметчик, иногда двое, и через амбразуру вел огонь по наступающему врагу.



Выходим глянуть на реку Ижору. Переправу через нее охраняли бойцы укрепрайона, а также приданные им в помощь танки. Река мелкая, каменистая, но под огнем пулеметов и орудий - переправиться через нее было не так легко, поэтому она служила естественной преградой. К тому же, в 1941 году она была полноводнее. Сейчас она мельче засчет того, что много воды уходит в поля. Раньше все реки были больше и глубже, так как забор воды был намного меньше.



Ижора здесь чистая и живописная. Вполне приятная речка. Дальше она пройдет через город Коммунар, через деревню Федоровское с ее огромными навозными полями ,си к моменту подхода к городу Колпино - это уже грязная зловонная река. Но здесь она еще вполне симпатичная.



2.Жбот в поле за Лукашами

Возвращаемся на шоссе. проходим километр в сторону Павловска, откуда приехали. 6 мая, а поля покрыты зеленой сочной травой! В то время как на севере Ленобласти она едва-едва появилась. Но здесь другой климат, много солнца, и поэтому зелень тут появляется очень рано, и в больших количествах.



Следующий ЖБОТ расположен за холмом, с поля его почти не видно. Холм немного скрывает это место от солнца, поэтому здесь и зелень не такая еще густая. Через бетонное укрепление проросли кусты, природа берет свое...



Этот ЖБОТ немного другой конструкции, нежели предыдущий, но точно так же собран из отдельных деталей, словно конструктор. На место привозили готовые бетонные блоки, а из них уже собирали укрепление. В предыдущем ЖБОТе были более округлые детали, а тут более угловатые и прямые.



У ЖБОТа нет крыши, видимо она была повреждена в ходе боев.
Отдельные блоки ставились друг на друга, а для прочности - скреплялись металлическими стержнями.



Спереди у ЖБОТа бетон вдвое толще, чем сзади. Передняя стенка иногда еще могла выдержать попадание снаряда. Задние стенки закрывали лишь от осколков снарядов, которые падали сзади, разрываясь там.
Достоинством железо-бетонных огневых точек такого типа было то, что их собрать и установить можно было довольно быстро, тогда как строительство ДОТа занимало больше времени. Но основную часть укрепрайона составляли не бетонные конструкции, а ДЗОТы - деревянно-земляные огневые точки, собранные из бревен, и прикрытые сверху землей. Они делались еще проще. Кроме того, было много орудийных позиций, вообще никак не прикрытых, а просто заглубленных в землю. Надо вспомнить, что строительство Красногвардейского УР началось летом, когда немцы уже подходили к границам Ленинградской области, и шло тогда, когда их сдерживал героически Лужский рубеж. Поэтому основательную оборону тут построить не могли.



Делаем привал. Идти до следующего объекта долго, надо набраться сил.



3.ДОТ на опушке леса в Корпикюля

Проходим по шоссе на запад, потом по грунтовой дорожке, что идет по полям, на север, выходим к лугам на северо-востоке от деревни Корпикюля, с трех сторон окруженных лесом. Здесь трава еще сочнее и зеленее.



Очень непривычно видеть такое зеленое богатство в первые дни мая. На Карельском перешейке травка совсем маленькая в эти дни, а тут уже приличной высоты.



В центре луга - ДОТ. Идем к нему.



Надо отметить, что несмотря на сжатые сроки строительства, ДОТы построены очень добротно. Бетон толстый, мощный, сходу не пробьешь. Напомню, что все это было возможно лишь потому, что героически сражался Лужский рубеж, задержавший немцев на целых 45 дней. В итоге они вышли к Красногвардейскому укрепрайону лишь 21 августа, а могли быть на месяц раньше. Это бы стало катастрофой не только для Ленинграда, но и для всей страны, потому что следом за ним пала бы Москва, а потом и другие города. Лужский рубеж, а за ним и Красногвардейский - оказали сильнейшее сопротивление немцам, которое повлияло на ход всей войны.



Впечатляет толщина бетона сверху. Мощное укрепление. Но огневая мощь ДОТов здесь скромнее, чем у аналогичных на Лужском рубеже (куда вошли ДОТы Кингисеппского УР) или на Карельском УР. Амбразура для пулемета или небольшого орудия лишь одна, а там их бывало от 2 до 5.



У знатока фортификации Алексея Госса на его сайте "Северные Крепости" было написано, что всего на этом рубеже было построено 62 таких ДОТа. Остальные огневые точки были ЖБОТы и ДЗОТы, то-есть менее мощные и живучие. Но каждый такой ДОТ был мини-крепостью, и взять его немцам было трудно. Часто гарнизон сражался до конца, а когда кончались боеприпасы - взрывал себя гранатой, чтоб не попасть в плен.

Хотя, если честно, это ситуация не нормальная совершенно. В других армиях солдаты сдавались в плен, выживали - и это было правильно, после войны они возвращались к своим, и их встречали как героев. Это никак не делало хуже их стране. В Российской Империи попасть в плен тоже не было позором. Наоборот, вернувшись из плена, люди участвовали в восстановлении страны после войны, учили военному опыту новобранцев. А у нас - старались убить себя, чтоб этого избежать. Причины тому были две: первая - зверское отношение нацистов к пленным советским солдатам, особенно евреям и коммунистам, вторая - свинское отношение к тем, кто попал в плен со стороны уже нашей власти. Их объявляли предателями, а их семьи лишались пайка, что могло значить голодную смерть.



У этого ДОТа почти нет повреждений. Это связано с тем, что противник , упершись в Красногвардейский укрепрайон, и получив отпор, начал замыкать сначала блокадное кольцо вокруг Ленинграда, перерезая все дороги, что связывали его с остальной страной. Завершив это, немцы взялись снова за прорыв рубежа, но не смогли это сделать во всех местах, а собрали ударную мощь в районе Красного Села , где и прорвали оборону. После этого остатки уцелевших частей были выведены в сторону города Пушкина, чтоб оборонять Ленинград на следующем, последнем рубеже, что проходил через Пулковские высоты.



Внутри ДОТ затоплен весенними водами. Поэтому смотрим, но не заходим.



Фигура на крыше позволяет понять размер постройки



Здесь стоял пулемет, стрелявший по немцам.



На крыше - остатки вентиляции. Без нее после первого же выстрела ДОТ заполнялся дымом, и дышать было дальше трудно. Поэтому вентиляционные системы обязательны для всех ДОТов. (В ЖБОТе амбразуры шире, там проветривалось все естественным путем. Но и солдат в итоге был защищен хуже)



Привал перед дальнейшим путем. Набираемся сил. Когда чаще пьешь чай и кушаешь, то пройти можно любое расстояние, почти не устав.



4.ДОТ в середине Корпикюля

Следующий ДОТ будет в середине деревни Корпикюля, за зданием заброшенного магазина. Идем по деревне, удивляя местных жителей, которые работают на грядках в это время. Им непривычно видеть здесь туристов.

По пути попался колодец с холодной водой, которую все с удовольствием попили. Очень кстати, потому что день выдался солнечный и жаркий.



Фотографирую пруд с ряской. Лед недавно сошел - а он уже полностью зарос! Как же быстро сюда пришло лето!



А вот и ДОТ. Сзади видно кусочек здания белого цвета - это умерший магазин. Амбразура ДОТа прикрыты старой травой, но вблизи я снимать не стал, потому что они заложены кирпичем. Местные использовали ДОТ как хранилище для продуктов, поэтому и заделали окошко.



Этот ДОТ в стороне от всех дорог, поэтому никто здесь не поставил табличек, что это памятник истории. А надо бы, пока его не начал какой-нибудь свин использовать как помойку. Может сами этим потом и займемся...



Рядом с ДОТом старинные фундаменты финских домов. Этот выложен известняком, но были два, что выложены булыжником. Во время войны их могли использовать как окопы. Хотя тогда, возможно, дома вообще еще были целы. Когда их разрушили, мы не знаем.



Этот ДОТ не затоплен, можно зайти внутрь. Железную дверь не украли, что тоже радует.



Заложенная кирпичем и утеплителем амбразура



Остатки системы вентиляции


5.ДОТ на дороге из Корпикюля в Горки

Идем по дороге вдоль леса, что связывает Корпикюля и Горки. Тут уже начинаются разрушенные ДОТы.



Виден след от попадания снаряда. Интересно, что несмотря на взрыв, ДОТ устоял, даже не треснул. Часто пишут в литературе, что ДОТы были из плохого бетона, потому что строились в спешке. Но тут видно, что это не так.



Хорошие люди установили табличку, что здесь лежат ополченцы, погибшие при защите рубежа. Надо об этом сказать подробнее. Две трети защитников Красногвардейского Укрепрайона - это простые жители Ленинграда. Они не имели военного опыта, не умели стрелять, были плохо вооружены. Но в отличие от других солдат, кто бежал в июне 1941 года, бросая оружие, в отличие от 3 миллионов сдавшихся тогда в плен - они стояли насмерть, не сдаваясь и не отступая. Потому что за их спиной был родной дом. Ленинградцы  и москвичи, кто ушел добровольцами в ополчение - погибали, но никогда не разбегались.



На амбразуре - следы от попадания бронебойных снарядов.



Вход в ДОТ сзади.



Рядом, в лесочке - братская могила.



Здесь лежат те, кто ценой своих жизней спас наш прекрасный город...



6.ДОТ в поселке Горки-Лэнд-2

Коттеджный поселок с таким понтовым названием еще в стадии строительства. Один из домов близко подкрался к стоящему здесь ДОТу, непонятно, останется тот в свободном доступе, или будет захвачен вместе с участком земли. Пока - подойти вполне можно.



На крыше видны трубы вентиляции, они здесь уцелели. Сзади ДОТ выглядит не разрушенным



Но спереди видно, что все на самом деле не так. Передняя стенка тоже разбита попаданиями снарядов.



Один снаряд похоже пробил бетон, попав внутрь. Спереди видно сетку железной арматуры, на которой держался бетон. Она погнулась, но в целом осталась. Значит хороший металл..



Следы от немецких пуль и снарядов.

Есть версия, что на этом ДОТе после его взятия немцы тренировались в стрельбе - поэтому здесь так много следов от попаданий. Хотя мне она кажется сомнительной. После всех жарких боев, что здесь были - им вряд ли хотелось еще тренироваться дальше.



Кусок немецкого снаряда, застрявший в броне вокруг амбразуры.



7.ДОТ в Горках-1

Рядом с Горки-Лэнд-2 соседний, уже оформленный коттеджный поселок Горки-Лэнд-1. Поселки охраняются, вокруг везде заборы, КПП, но в предыдущий  был вход со стороны леса, а во второй можно пройти через полянку, так что охрана скорее препятствует въезду посторонних машин.  Здесь ДОТ окультурен, висит табличка. Сбоку видно , что угол отвалился, видимо сюда тоже попадал снаряд.



Кто-то взявший над ним опеку - зачем-то поставил металлическую решетку. Чтоб никто не вошел внутрь. Это мешает людям изучать свое историческое наследие. А вот мусор кидать никому не помешает - его можно щедро пропихивать через прутья решетки, а также через амбразуру. Непонятно, зачем так делать. Похоже, общая атмосфера в стране "Запрещать и не пущать" сработала. Правда, есть и другая плохая тенденция. Многие ДОТы захватываются патриотическими кружками в свою собственность. А потом туда пускают лишь избранных своих. А на претензии кричат " мы же очистили его!". Только если делаете благородный жест - то зачем потом берете объект  в свою собственность?  Увы, но большинство "патриотических" и "краеведческих" объединений делают как раз все, чтоб кроме них никто не ходил на объекты, и чтоб как можно меньше людей вообще знало о них, они яростно сопротивляются популяризации военной истории, придумывая кучи причин - от якобы смертельной радиации в ДОТах, до нелепого предлога, что если все показать людям, то они все загадят.



Знаю много объектов, где можно свободно подойти, нет никаких решеток - и никто не гадит. Как раз потому, что они на виду, всем известны, и потому что висят таблички, что это памятник. Надо стремиться в этом направлении. А не ставить решетки.

И вообще - популяризировать нашу историю, вызывать к ней интерес. Ведь здесь стояли насмерть за наш город! Почему КаУР сделали моднявым, культовым местом для прогулок, хотя его роль была куда скромнее, а Красногвардейский рубеж не знает почти никто? Это несправедливо! Будем исправлять. Надо вернуть память о подвиге в массы. Это наша история, ее светлая часть, достойная уважения и почета.



Кстати, в строительстве рубежей участвовали простые ленинградцы. После работы или учебы - их везли на место, где должны были пролегать будущие укрепления. И учителя, студенты, рабочие, инженеры - рыли ямы, несли стройматериалы, выполняли тяжелые работы, и их руками были возведены эти укрепления. Весь город был героем. Он умирал, но не сдавался врагу. Ленинград (Петербург) - один из немногих крупных городов, который никогда не был взят ни одним врагом.

И еще. Я считаю, что каждый петербуржец обязан побывать на Лужском рубеже и Красногвардейском укрепрайоне.



Уходим из поселка. На границе с шоссе кто-то создал с помощью ландшафтного дизайна вот такую красоту.



8.Река Ижора

Трое из нас поехали в город, а мы пошли погулять вдоль Ижоры. День жаркий, а на карте отмечен был пляж...



На берегах Ижоры, в отличие от полей, зеленой травы пока еще мало. Видимо, вода забирает тепло, которое иначе шло бы на прогрев земли. Но все равно, тут красиво!



Хорошее место, чтоб посидеть в одиночестве, подумать о жизни, погреться на солнышке...



Пляж представлял собой просто хорошую чистую полянку на берегу реки. Берег обрывистый, так что купаться под ним смогут не все. И глубоко, и сразу соскальзываешь по глинистому склону на глубину. Хотя летом уровень воды в реке упадет, и глубины наверно там уже не будет. В общем, купаться можно, но особого комфорта не ждите) Ну и хорошо, меньше народу здесь будет значит.



Здесь берега реки еще относительно низкие, а возле Федоровского Ижора течет между скалистых высоких берегов, там другие ландшафты. Отдыхаем на солнышке.



Наверно тут хорошо рыбачить. У меня опыт на Ижоре скромный: однажды поймал здесь гольяна, экзотическую для меня рыбу. Но вообще, тут вода еще чистая, и рыба хорошая водиться вполне может.



Главное достоинство этого места - тишина и чистота.



Шоссе далеко, только шум воды, щебет птиц... Ребята даже видели пролетавшего аиста.



В 1941 году здесь грохотали пушки, ревели моторы танков. А сейчас - тишина и красота...



Полез купаться. Точнее, слетел, так как склон очень крутой, один шаг - и по глине соскальзываю на глубину.



Следующим купальщикам мы подавали палку, чтоб легче было выбираться по скользкой глине.



В конце путешествия нас ждал приятный сюрприз. Мы доехали до Павловска и сели в электричку. А она - обычная пригородная электричка - оказалась вот с таким шикарным салоном.



Наш турист Алексей выложил траекторию маршрута. Прошли мы 16 километров, вот схема нашей прогулки.




Всем спасибо, кто прочитал до конца! До новых встреч в моем  блоге!

------------------------

Страница нашего туристического клуба: Турклуб "Восемь Врат"



Tags: Гатчинский район, фортификация
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments